Опыт реабилитации пациентов с расстройствами аутистического спектра на базе ККПНД № 1
В Красноярском краевом психоневрологическом диспансере № 1 под руководством главного врача Карпова Семёна Константиновича проводится реорганизация оказания психиатрической помощи, связанная с широким внедрением психосоциальной реабилитации.
Сформированы поли-профессиональные бригады в состав которых входят врачи психиатры, психотерапевты, психологи, специалисты по социальной работе.
В апреле 2011 года на базе диспансера было открыто отделение психосоциальной реабилитации.
В своей работе специалисты используют различные методики и техники работы с пациентами, имеющими психические расстройства, а так же, с родственниками пациентов.
В 2015 году, по просьбе Красноярской региональной общественной организации «Свет надежды» и семей имеющих подростков и взрослых старше 18 лет с диагнозом РАС, возникла необходимость открытия нового направления по реабилитационной работе со взрослыми людьми, страдающими расстройствами аутистического спектра.
В Красноярске и Красноярском крае уже выстроена система работы с лицами с РАС, но детской возрастной категории, которая объемно была представлена на 8 международной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение лиц с РАС».
На сегодняшний день 2 человека, имеющих диагноз РАС, включены в творческий коллектив «Стан» в которой 20 участников лица с различными психоневрологическими заболеваниями.
Остановимся на одном из реабилитационных направлений работы отделения психосоциальной реабилитации.
Это, Культэстетотерапия – совокупность методов психосоциального воздействия через обращение к творческой сфере человека и применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Групповая форма культэстетотерапии применяется чаще и с большим эффектом. Её суть в вовлечении пациента в процессы созерцания или созидания произведений творчества.
В первом случае говорят о пассивной терапии, во втором – об активной. Главная цель пассивных методов, где пациент выступает в роли зрителя, слушателя – это может его отвлечь, успокоить. Реже – возбудить, воодушевить, вызвать эмоциональный подъем. Совместный просмотр или прослушивание произведений искусства облегчает межличностные контакты.
Активные способы эстетотерапии – это приёмы, при которых пациент сам участвует в исполнении произведения искусства: рисует, поёт, играет на музыкальных инструментах. Эти методы формируют у пациента самостоятельность, стимулируют творческую активность. Занятия в группах способствуют расширению контактов, уменьшают замкнутость и фиксирование на своих негативных переживаниях.
Преследуя цель улучшения активного социального функционирования в отделении психосоциальной реабилитации, организованы кружки: творческие, развлекательно – познавательные.
В настоящее время успешно работают 4 творческих и познавательных площадки. Занятия проводят специалисты по социальной работе и художественные руководители с опытом групповой досуговой работы с пациентами, имеющими психические расстройства в возрасте от 15 лет и старше. Дети от 4 до 15 лет, так же вовлекаются в развлекательно – познавательные мероприятия, но на базе стационарного отделения (в работе с детьми обязательно задействуются педагоги отделения, где ребята проходят лечение).
Занятия на площадках творческого коллектива «Стан», позволяют пациентам готовиться к различным творческим мероприятиям – утренникам, концертам. Здесь же пишутся сценарии, проводятся репетиции для общебольничных мероприятий. На занятиях пациенты заучивают монологи, проигрывают сценки, разучивают танцевальные движения. В данных занятиях с наибольшей интенсивностью проявляется творчество самовыражения, что в значительной степени снижает самостигматизацию, улучшаются социальные и коммуникативные навыки.
Ежедневно на базе стационарных отделений специалистом по социальной работе проводятся занятия по следующим направлениям: рисование, лепка, биссероплетение, аппликация.
Работами пациентов периодически оформляют стенды холлов стационара.
Так же, специалистами предлагается целый ряд настольных игр: пазлы, мозаика, лото, бильярд, шашки, шахматы. В игровом общении можно наблюдать все основные стороны жизни того или иного пациента, что позволяет понять степень адаптации человека, уровень и возможность его социального функционирования. Это необходимо для выработки определённого направления индивидуального подхода к пациенту.
Важной частью является самостоятельная подготовка пациентов к занятиям: чтения произведений, собственные сочинения, стихотворения с последующим обсуждением. Всё это создаёт чувство востребованности.
С 1.11.2013г.на базе ККПНД№1 стартовал проект «Школа родственников».
Работа с родственниками больных проводится в рамках широкой программы реабилитации лиц с психическими расстройствами. Идя навстречу пожеланиям родственников занятия проводятся в вечернее время.
На сессиях поднимаются наиболее актуальные темы, касающиеся симптомов и синдромов психических заболеваний, особенностей течения, о важности в жизни медикаментозной терапии.
Родственники получали информацию по распознанию возможных обострений психической болезни, обсуждаются вопросы возможных продромов, предвестников обострения.
Обсуждаются вопросы стратегии тактики родственников в случае появления обострения психического заболевания. Предоставляется информация о методах реабилитации лиц имеющих психические заболевания.
Сессии помогают родным пациентов стать более реалистичными в своих ожиданиях, более терпимыми, избавиться от комплексов вины и обрести большую готовность участия в адаптационно- реабилитационных мероприятиях.
На базе ККПНД№1 проводится психотерапевтическая работа с лицами, достигшими 18 лет, имеющих диагноз РАС-это является практической новизной. Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках психотерапевтического театра и групповых тренингов, а так же, применяются методики по коррекции схемы тела за счет активации глубокой протопатической мышечной чувствительности.
Реабилитация должна рассматриваться как комплексный процесс медицинской реабилитации, целью которой является сведение к минимуму функциональных последствий и негативных влияний заболевания на жизнь пациента и его близких.